КОНТАКТЫ:

ОГБУК “ЧГКМ”
ОП “Каменный пояс”
454000, г.Челябинск
ул.Кирова, 165

Андрей Тульнов: «Все удачные фотографии случайны»

Газета «Южноуральская панорама»

14 Сентября 2016

Автор: Екатерина Сырцева, фото: Владлена Шваб

В этом году, как, впрочем, и всегда, «Фотофест» удивляет и радует не только работами признанных мастеров фотографии, но и новыми открытиями.

На этот раз экспериментом в программе стал выставочный проект уличной и документальной фотографии Innervisions, реализацией которого с 2014 года занимается московский фотограф Андрей Тульнов и команда единомышленников.

В Челябинск его пригласила известный южноуральский фотохудожник Ирина Катаева. Учитывая ее опыт и стаж работы в области фотоискусства, сомневаться в качестве выбора нет смысла. Однако представленные в Доме архитектора фотографии вызвали массу вопросов и разночтений у зрителей и участников «Фотофеста».

Сегодня, чтобы назвать себя фотографом, достаточно вооружиться даже не фотоаппаратом — телефоном. Но достаточно ли этого, чтобы претендовать на звание произведения искусства? О критериях и подходах, о проекте и его концепции, о творческих поисках и предназначении мы поговорили с автором проекта Innervisions Андреем Тульновым.

О проекте

— Как появился проект Innervisions?

— Он возник спонтанно. В конце 2014 года мне предложили сделать выставку, но предоставленная для этого площадка была настолько большая, что я решил организовать сборную экспозицию, в которую в итоге вошли две коллективные выставки и несколько персональных — всего более 70 авторов, среди которых и начинающие, и признанные авторы (Сергей Максимишин, Алексей Мякишев, Александр Петросян, Азор Бухарский, Вивиан дель Рио и другие). Потом возникла идея сделать проект передвижным — показывать выставки в разных городах и проводить творческие встречи. Сейчас мы проводим уже второй сезон.

— В чем концепция проекта? Если дословно перевести слово innervisions, получится что-то вроде «внутривидения». Что имеется в виду?

— С названием связана удивительная история. Когда стали вырисовываться очертания и идея всего проекта, мне в руки случайно попал какой-то старый выставочный буклет. Эпиграфом было высказывание Александра Слюсарева, где он упоминал альбом Стиви Уандера Innervisions. (Внутривидение — это мир реального, лишенный привычных и естественных связей, где вещь (предмет) приобретает иную визуальную функцию, лишившись своей символистической значимости. —Прим. авт.) Таким чудесным образом он подсказал мне название проекта и помог сформулировать его суть: вдумчивое всматривание в реальность, визуальное исследование окружающего мира при помощи фотографии, открытие для себя, казалось бы, невзрачной обыденности совершенно по-новому.

— К проекту как-то можно присоединиться? Он открыт для новых участников?

— Экспозиция второго сезона уже сформирована и путешествует по городам. Но мы всегда открыты для общения с новыми авторами и единомышленниками. Целенаправленно их искать сейчас не получается из-за насыщенного «гастрольного» графика, но любой фотограф всегда может предложить свои работы, написать мне или кому-то из кураторов. К тому же, когда второй сезон поутихнет, мы будем развивать наш сайт, писать статьи, интервью, выкладывать подборки разных фотографов. Поэтому если сами авторы будут высылать нам свои работы, мы будем только рады. Ведь очень много тех, кто снимает в стол, не решается выходить на публику. И это объяснимо. Проблема в том, что такую фотографию мало кто понимает, к сожалению. У нее нет сферы применения, она абсолютно неприкладная. Сейчас же большинство нацелено на коммерческую отдачу, а здесь этого нет. Этим денег не заработаешь. Кстати, и весь наш проект является абсолютно некоммерческим, например, экспозиция второго сезона была напечатана при помощи краудфандинга (сотрудничество людей, которые добровольно вкладывают свои деньги через интернет, чтобы поддержать какой-то проект. — Прим. авт.), что для нашей страны исключительный случай. Так что мы будем рады не только новым авторам, но и партнерам, спонсорам и просто энтузиастам.

О жанре

— Стрит-фотография — это уже устоявшийся жанр? Или он возник сравнительно недавно?

— Как жанр он возник давно, еще во времена Анри Картье-Брессона, который работал с конца 30-х годов. Он считается отцом и уличной фотографии, и фоторепортажа. Недаром он является одним из основателей международного агентства Magnum Photos. Только я не уверен, что в 30-х годах уже был такой термин, как уличная фотография. Гарри Виногранд, который работал уже в 50-х годах, тоже считается классиком стрит-фотографии, хотя он сам открещивался от звания уличного фотографа. Вторая волна была в 70-х годах, когда появились, так сказать, «цветные» авторы: Джоэл Мейеровиц, Стивен Шор и другие. До них искусством считалась только черно-белая фотография.

— Есть ли какие-то критерии, позволяющие отличить качественно снятую уличную фотографию от случайного кадра, сделанного смартфоном?

— Ну, во-первых, смартфон или не смартфон — не имеет значения. К примеру, Георгий Пинхасов очень много снимает на IPhone. Во-вторых, для нашего проекта первостепенно наличие визуального высказывания в фотографии, а уже потом технические параметры снимка. Отличить уличную фотографию от репортажа можно по задаче, которую фотограф ставит перед собой. Если репортаж должен рассказать о событии, о его сути, то уличная фотография, по большому счету, ничего не должна рассказывать. Она просто отражает момент, состояние. Это позволяет каждому зрителю по-своему считывать то, что изображено на снимке. Репортаж — это проза, а стрит-фото — поэзия. По поводу случайности: все удачные фотографии случайны. Это подарок, который преподносит фотографу мироздание, если он настроился на правильную волну.

О творческом поиске

— Нередко я сталкиваюсь с тем, что талантливые и неординарные фотографы пришли к фотоискусству, как правило, уже после того, как отработали в какой-то другой сфере деятельности, не имеющей отношения к фотографии. Это случайность? Или есть некая закономерность, которая объясняет эти наблюдения?

— Думаю, дело в том, что фотографом становится тот, кому уже есть что сказать. А для этого действительно нужно получить какой-то жизненный опыт, накопить багаж.

— Нужны ли какие-то особые технические знания и навыки, особое видение, чтобы стать фотографом?

— Повторюсь: самое важное — это когда есть что сказать. Много молодых людей приходят в фотографию ради неких дивидендов, будь то финансовый успех или какие-то другие атрибуты признания. Но в авторской фотографии это не сработает, если у них нет идеи, нет ничего за душой. Начинать надо с другого конца — с себя, с образования, с самообразования. Кстати, интернет дает для этого все возможности. Что касается фототехники, то сегодня она достигла такого уровня, что позволяет фотографу не зацикливаться на ней. Наиболее ценно искреннее авторское высказывание и желание этим заниматься. Если фотографа по-настоящему цепляет то, что он делает, то и зрителю это интересно.

Источник: сайт газеты «Южноуральская панорама»

Фотографии Андрея Тульнова, сделанные в Челябинске:

 

 


Все статьи